ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - любительское творчество в области театрального, музыкального (вокального, инструментального, хореографического) и изобразительного (в т. ч. декоративно-прикладного) искусства. X. с. является одним из проявлений непрофессионального народного творчества.
В дореволюционной России театральные, музыкальные и т. п. объединения любителей были единичным явлением, встречались гл. обр. в городах и состояли преимущественно из представителей интеллигенции. Массовое развитие X. с., начавшееся после
Октябрьской революции, было неразрывно связано с повышением общей культуры народа, распространением грамотности и строительством клубной сети в городе и деревне. На заводах, фабриках и в деревнях стали возникать самодеятельные группы, ставящие спектакли, организовываться хоры и т. д. В середине 1930-х работа самодеятельных коллективов, насчитывавших св. 3 млн. участников, достигла высокого художественного уровня, широкое развитие получило самодеятельное изобразительное и прикладное искусство. В Курской области наблюдался постоянный рост числа клубных учреждений: в 1933 их было 636, в 1935 - 1195, в 1937 - 1862, а в 1939 - 2088. Наряду с клубами в городах стали создаваться дома и дворцы культуры. 12 ноября 1929 в Курске открылся Дом Красной армии, ставший центром развития Х. с. В Курской области в 1940 уже был 51 дом культуры, 1172 избы-читальни, 30 сельских клубов, 400 колхозных клубов (по стране число клубных учреждений увеличилось с 32 тысяч в 1929 до 54 тысяч в 1933).
В 1932 в Москве на базе Дома им. Поленова был создан Центральный дом самодеятельного искусства, который в 1936 был реорганизован во Всесоюзный дом народного творчества им. Н. К. Крупской (с 1958 - Центр. дом нар. творчества им. Н. К. Крупской), являвшийся методическим центром в области X. с. К 1941 аналогичные дома народного творчества были созданы во всех областных и краевых центрах страны. Курский областной дом народного творчества был открыт в сентябре 1938 при отделе по делам искусств Курского областного исполкома. Дом проводил организационно-методическую работу по развитию Х. с. на территории Курской области. Во время ВОВ из участников X. с. создавались концертные бригады, к-рые давали концерты на фронте, в госпиталях и т. п.
Развитие Х. с. в России в советский период являлось важной составной частью программы КПСС по целенаправленному воспитанию советских людей. Внедрение Х. с., особенно в 1940-е - 1960-е, не избежало печати формализма, зачастую Х. с. насаждалась командными методами на каждом маломальском предприятии. При этом отчётным показателем являлась массовость, которую легче всего было достичь созданием хоровых и танцевальных коллективов, а также оркестров. Отчётными мероприятиями о развитии Х. с. являлись ежегодные смотры, проводившиеся на областном и всесоюзном уровне. Ещё во время ВОВ, в 1943, представители 27-ми освобождённых районов Курской области приняли участие в областном смотре художественной самодеятельности. На подведение итогов в Курск приехали 38 коллективов с общим числом исполнителей 411 человек. Впечатляет жанровое разнообразие номеров Х. с.: здесь драматические, хоровые, балетные коллективы, квартеты народных инструментов, самодеятельные певцы, танцоры, музыканты. Особую ценность представляли фольклорные коллективы, сохранившие старинные обряды, свадебные песни и пляски, имеющие музейную редкость народные костюмы и старинные музыкальные инструменты. Исполнители были людьми разного возраста и социального положения. Из Пристенского района, например, приехал хор стариков в составе семи человек в возрасте от 57 до 72 лет.
Х. с. в области музыкального искусства в Курской губернии известна с конца 19 в.: судя по неоднократным сообщениям в газете "Курские губернские ведомости", в 1880 - 1890 в Курске часто давались любительские благотворительные концерты в пользу малоимущих. В 1891 стараниями местной интеллигенции в Курске был организован музыкальный кружок. Его организации предшествовала деятельность общества врачей, которое устраивало благотворительные концерты в пользу открываемой в городе бесплатной лечебницы. Общество врачей охотно давало приют кружку в своём помещении для устройства репетиций. Большую помощь организаторам кружка оказывали также граф К. П.
Клейнмихель и вице-губернатор Е. К. Андреевский. Инициатором многих начинаний и меценатом кружка являлась дворянка Щигровского уезда Евгения Иосифовна Кладищева, обладавшая обширными музыкально-вокальными знаниями. Она пожертвовала кружку фисгармонию, много хоровых и оркестровых партитур. Начиная с 1894, деятельность кружка была связана с именем П. А.
Щуровского. К участию в работе кружка были приглашены дирижёр оркестра курского гарнизона К. Ф. Ваниш и виолончелист Н. К. Горский. В 1895 в кружок вступают подполковник Козловского полка пианист П. Е. Генке, военный инженер В. Е. Ефремов (баритон). Кружком устраивались музыкальные утренники, концерты и вечера камерной музыки, пользовавшихся большой популярностью и давшие возможность приобретения в собственность кружка двух роялей, нескольких других инструментов, библиотеки. В дальнейшем место Щуровского заняли Е. И. Кладищева и К. Ф. Ваниш. Вместе с популярностью кружка росла и его численность. Уже в 1901 кружок насчитывал около 200 человек. Только с декабря 1904 по 22 апреля 1905 в зале лечебницы общества врачей было дано 6 бесплатных общедоступных музыкальных вечеров и один концерт. В 1906 правление общества горячо обсуждало идею о преобразовании кружка в отделение консерватории в Курске. Но в тот период воплотить эту идею в жизнь не удалось. Вновь к этой заманчивой инициативе обратились в июне 1911, когда общее собрание Курского музыкального кружка и состоящей при нём музыкальной капеллы решило преобразоваться в Курское отделение Императорского Русского музыкального общества с классами при нём с передачей отделению всего имеющегося имущества (к тому времени по России насчитывалось уже 36 таких отделений). После получения разрешения (в январе 1912) и первого собрания Курского отделения Императорского Русского музыкального общества, состоявшегося 4 марта 1912 в зале Мариинской женской гимназии, отделение устроило в пользу открываемых музыкальных классов несколько концертов, привлекая для участия в них известных в России артистов. Большую материальную помощь отделению оказал доктор Альфред Георгиевич фон Цвингерман, который пожертвовал 3000 рублей для покупки дома для училища, оборудования помещения, а 1000 рублей из этой суммы, по его желанию, составили неприкосновенный капитал, проценты с которого предназначались на пособия особо талантливым нуждающимся ученикам. Первую дирекцию училища составили адвокат барон В. В. Розен, доктор А. Г. фон Цвингерман и инженер Л. В. Павловский. "Училище заняло под свои классы почти весь дом г.
Печке на Московской улице, ... заплатив владельцу довольно скромную арендную плату в 700 рублей за год, - сообщается в журнале "Курский театр" № 2 за 1916. - Преподавателями училища приглашены учителя Рижского училища, выселившиеся из Риги вследствие войны: г. Юрьян по классу пения и Даугуль по классу фортепиано, вторым преподавателем по классу фортепиано приглашена наша курянка О. И. Сибилёва-Самохина, а по классу скрипки - преподаватель Минского училища г. Егудкин, игравший прошлым летом в нашем клубном симфоническом оркестре". Курское отделение Русского Императорского музыкального общества с музыкальными классами просуществовало вплоть до 1917.
Не замирала Х. с. и в трудные послереволюционные годы. Много концертов давали студенты музыкального техникума. В городском саду играл народный оркестр. На протяжении ряда лет существовал квартет скрипачей в одном и том же составе: Владимир Леонов, Виктор Михайлов, Алексей Эрдеди, Василий Пономарёв. В первой половине 1919 перед курянами выступал хор дорожного отдела народного образования (ДОНО) под управлением Сотникова и хор Красноармейского клуба под управлением Жиленкова. Одним из очагов Х. с. в Курске стал Дом культуры железнодорожников (ДКЖ) им. Я. Э. Рудзутака. Уже задолго до ВОВ в ДКЖ работали духовой оркестр (руководитель Н. В. Людвиковский), хор домохозяек (возглавляемый Л. И.
Ингорем), кружок бальных танцев под руководством С. И. Юфы. Самодеятельные кружки, вечера, встречи, организуемые в ДКЖ, получили огромную популярность в семьях железнодорожников.
В 1950-е в ДКЖ функционировали ансамбль песни и пляски (руководитель Л. И. Ингорь), оркестр народных инструментов (Г. С. Сидоров), драматический коллектив (А. И. Востряков), академический хор (руководитель - Ф. В.
Гольцев). Большую культурно-просветительную работу проводил Дворец культуры завода резинотехнических изделий. В нём также работали духовой и эстрадный оркестры, театральные коллективы.
В настоящее время одним из крупнейших очагов культуры является Дом знаний, где выступает фольклорный ансамбль "Русская мозаика" под руководством Юрия Ткачёва, работает Клуб авторской песни. Определённый вклад в музыкальную жизнь Курска и области внесли самодеятельные композиторы Ю. А.
Часовских, А. П.
Ворон, В. Ф.
Михайлов, Г. А.
Матухин, А. Я. Стариков, И. И.
Холявченко, В. П.
Фейгин, В. В.
Блудов, Г. А. Адрианов, А. В.
Бубнов.
Х. с. в области театрального искусства в Курской губернии известна с конца 18 в. Именно тогда во многих помещичьих усадьбах стали появляться любительские театры из крепостных актёров. Однако усадебный театр не был крепостным в чистом виде. Одна из его особенностей состояла в том, что на их сцене играли вместе и крепостные, и дворянские дети, иногда и сами владельцы имений. В актёрском составе театра долгое время не было разделения на драматическую и оперную труппу. Актёры умели исполнять и арию, и песню, и куплеты. Не занятый в спектакле актёр часто играл и в оркестре на каком-либо инструменте, а также танцевал. Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки. В зимнее время аристократы съезжались в Курск и привозили с собой усадебные труппы, соревновавшиеся друг с другом. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но всё-таки развивали в крепостных людях грамотность и понятие об изящном. Поскольку усадебные театры служили в первую очередь для увеселения, в репертуаре преобладали пьесы комического содержания и водевили. Одним из крупнейших театров Курской губернии был театр кн.
Барятинских в
Марьино. О крупном театре помещика
Анненкова сведений почти не сохранилось, за исключением воспоминаний писателя Н.
Полевого. Следует отметить, что основная масса высокохудожественных театров, известных далеко за пределами курского края, возникает на территории, заселённой, главным образом, выходцами из Малороссии, то есть в южных и западных уездах Курской губернии (Борисовка -
Шереметьевых, Юнаковка -
Голицыных, Головчино -
Хорватов, Марьино -
Барятинских, Фатеевка -
Виельгорских, Красное -
Волькенштейнов и др.). Не случайно именно из этих мест вышли профессиональные артисты М. С.
Щепкин и Н. Х.
Рыбаков, композитор С. А.
Дегтярёв и дирижёр Г. Я.
Ломакин, а также многие другие талантливые актёры и музыканты крепостных усадебных театров. В 1792 в Курске в доме Дворянского собрания (на месте нынешнего Дома офицеров) стараниями генерал-губернатора Александра Андреевича
Беклешова был открыт первый профессиональный городской театр. Однако его существование не привело к снижению количества любительских спектаклей. В 19 в. в Курской губернии по-прежнему продолжали ставить любительские спектакли, организовывали кружки, общества, активно развивалось меценатство. Первое "Общество любителей музыкального и драматического искусства" в Курске было организовано в 1882 (главный режиссёр А. А. Линтварёв, главный капельмейстер П. А. Щуровский, художник-декоратор Н. М. Марков). 27 ноября 1894 обществом был поставлен "Лес" А. Н. Островского. Упоминания о спектаклях "Общества ..." продолжают мелькать на страницах местных газет и в период с 1910 по 1915. В частности, писалось о постановке нескольких украинских спектаклей, незначительных оперетт и комедий, о выразительной игре в пьесах Островского местного коммерсанта И. В.
Пузанова. В 1889 были организованы ещё две любительские группы: одна в театре Лазаретного сада, другая - на сцене театра городского сквера. Осенью того же года организовалось Курское товарищество артистов-любителей во главе с Корсиковым-Андреевым, Великановым и Трояновским. В основе репертуара товарищества были водевили, комедии и драматические спектакли. Начало 1891 было отмечено рядом благотворительных спектаклей, в частности, на "усиление средств бесплатной лечебницы Общества курских врачей". Самое деятельное участие в подготовке спектаклей принимали художник А. К.
Дамберг, регент Каленберг (хормейстер), Н. Н. Богданов (заведующий музыкальной частью), написавший увертюру для водевиля.
Большой толчок развитию самодеятельного театрального творчества дала
Октябрьская революция. Губернские газеты 1919 пестрят объявлениями: 11 марта - любительский спектакль в одном из клубов: водевиль "Жених из долгового отделения". 2 апреля - открытие Красноармейского клуба имени Розы Люксембург; пьеса Сабурова "Восставшие". 11 апреля в зале Горисполкома - спектакль Коммунистической ячейки служащих: оперетта "Король веселится", водевили "Бедный Федя" и "Без протекции". 13 апреля - вечер в третьей Советской школе (Шуберт, Лист и др.; струнный оркестр, ком. опера "Иванов Павел", водевиль Чехова "Юбилей"), 21 апреля - спектакль "Еврейского коммунистического клуба" в зале Горисполкома... В распоряжение культурно-просветительных сил были отданы лучшие залы города: зал б. Дворянского собрания, которое с тех пор и до настоящего времени используется для лекций, концертов, вечеров и кружковой работы, меняя лишь время от времени хозяев и названия (Рабочий дворец, Дом союзов и снова Рабочий дворец в 1918 - 1922; Клуб железнодорожников в 1923 - 1928; Дом Красной армии в 1929 - 1941 и Дом офицеров - после ВОВ), залы Горисполкома (бывш. Общественный клуб, на месте которого теперь построено здание Горсовета), зал б. Мариинской женской гимназии (теперешний гос. университет), столовой Московско-Курской железной дороги в Ямской.
С 1919 и до настоящего времени работает Льговский народный театр, первый в области удостоенный такого звания. С 1920-х работает самодеятельный театр в Судже при районном Доме культуры, а затем при районном доме учителя; работает драмкружок при Суджанском музыкальном училище. Есть народные театры в Обояни, Рыльске, Щиграх.
В 1938 завучем Курской школы № 2 Николаем Ефремовичем Павловым был создан драмкружок при Доме работников просвещения. В числе организаторов - Н. Н. Коцюбинская (впоследствии - заслуженный работник культуры РСФСР). В состав коллектива входили М. И. Бурова, А. З. Волынский, В. В. Ключарёв и др. Вначале в репертуаре были одноактные пьесы, отдельные сцены, миниатюры для концертов. В 1940 главным режиссёром стал артист драмтеатра им. А. С. Пушкина Василий Петрович Шмитьков. Коллектив окреп, ему стали под силу и многоактные пьесы, но творческую работу прервала война. После войны В. П. Шмитьков вновь собрал энтузиастов. Одной из первых была постановка "Свадьбы с приданым", затем последовала "Машенька" А. Афиногенова. В этом спектакле, приуроченном к 15-летию драмколлектива, отличились Г. И. Долгинцев, Н. Т. Добродеева, В. А. Малахова (Данилова) и др. Этапным можно назвать спектакль "Мать своих детей" по А. Афиногенову, которым было отмечено 40-летие на самодеятельной сцене Н. Н. Коцюбинской. При Доме работников просвещения работала театральная студия. Историю театра преподавала А. В. Фролова, мастерство актёра - режиссёры А. Н. Кармилов, Н. Г. Резников, грим - А. А. Васильев. В 1963 в связи в 25-летием коллектив был удостоен звания "народного". Это событие было отмечено спектаклем по пьесе А. Н. Островского "Доходное место". С 1966 во главе театра стал заслуженный артист республики Евгений Дмитриевич Лашков, пробывший главным режиссёром почти 20 лет. Им были поставлены "Слава" В. Гусева, "Страшный суд" В. Шкваркина, "Разлом" Б. Лавренёва (диплом I степени на конкурсе в честь годовщины Октября). В ансамбле с артистами-любителями выступали заслуженный артист РСФСР П. П. Скарлато, артисты П. Чурилов, Н. Некрасов, Л. Г. Краст, Р. Ерыгин. Коллектив выступал во многих заводских клубах, домах культуры, за пределами Курска - в Фатеже, Обояни, Медвенке, Судже, Орле. Просуществовавший почти полвека народный театр при Доме работников просвещения оставил заметный след в культурной жизни города.
С 1965 пользуется популярностью среди зрителей разных возрастов театр-студия "Ровесник", возникший под руководством артиста Облдрамтеатра И. В.
Селиванова из драмкружка школы № 43. В 1967 на зональном фестивале народных театров "Ровесник" получил своё первое лауреатское звание за спектакль по пьесе В. Розова "В дороге". Студийцы в театре делятся на шесть возрастных групп. Ведущие актёры передают новичкам основы вокала, сценической речи, пластики, фехтования, грима. Репертуар театра почти всю его историю вызывал недовольство, а иногда и элементарный запрет власть предержащих, ибо "Даже для большого государства правда - очень сильное лекарство", как написано на щите коллектива. Так было с "Пузырьками" А. Хмелика, "Они и мы" Н. Долининой. "Восточную трибуну" нашего земляка А. Галина не разрешали ставить 5 лет. Эта пьеса особо дорога потому, что место её действия - Курск. За время существования театром подготовлены спектакли: А. Островский "Не было ни гроша, да вдруг алтын", А. Вампилов "Прощание в июне" (дипломная работа И. Селиванова, заочно окончившего режиссёрское отделение Щукинского училища), "Провинциальные анекдоты" (в них однажды выступили артисты московского театра "Современник" А. Вертинская и П. Щербаков, высоко оценившие игру селивановцев), Б. Васильев "Завтра была война", Ж. Б. Мольер "Проделки Скапена", "Тартюф", В. Шекспир "Ромео и Джульетта", П.Бомарше "Женитьба Фигаро", А.Чехов "Медведь" и "Предложение", Н. Некрасов "Осенняя скука" и др. Театр - Лауреат Всероссийского и Всесоюзного смотров. В июне 1979 коллектив представлял любительское театральное творчество Советского Союза в Благоевграде (Болгария) на XIV конгрессе и Международном фестивале любительских театров юного зрителя и занял первое место, стал лауреатом премии Курского комсомола, а режиссёр - кавалером ордена "Знак Почёта". ТЮЗ "Ровесник" воспитал несколько интересных актёров: Г. Золотарёву, Л. Громова, В. Мархасёва, В. Фридмана и др., играющих на столичных сценах и сценах других городов. И. В. Селиванов воспитал несколько режиссёров, которые "отпочковались" от "Ровесника" и организовали свои коллективы - Л. Губа, В. Канищев, А. Золотухин.
15 лет (с 1982) при Дворце культуры АО "Агромаш" существовал театр "Пауза", организованный В. М. Звонарёвым, поклонником камерных форм, мира интимных переживаний. "Костяк" коллектива составляли работавшие много лет А. Рядовой, Л. Ковалёва, О. Куц и др. Через 2 года после основания театр стал Народным, дважды становился лауреатом смотров - всесоюзного и всероссийского.
В 1980-х недолго в Курске просуществовал театр "Эй!" Владимира Канищева и Бориса Гутмана. В конце 1990-х появился театр "Два-три" Андрея Золотухина. При Дворце пионеров и школьников в наст. время работает театр-студия "Арлекин" под руководством Ирины Бурцевой.
И. Ю. Татарская